Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Category:

Как восстановить доверие?

Лилия Олексюк озвучила вопрос, что должно произойти в мире, чтобы руководство государства и народ Украины стояли не в разных углах ринга, а в одном. "Или, по-другому, как восстановить доверие?", - переформулировала она.

Недавно мы с Егором Чуриловым опубликовали работу, посвящённую, в том числе, обсуждению теоретических оснований доверительных отношений. Давно известно, что нет ничего практичнее хорошей теории. По идее, должно быть верно и обратное: важным свидетельством достоинств теории является её удобство в качестве аналитического инструмента для решения конкретных задач. В порядке упражнения и для рекламы нашего труда, на который ушло что-то около полугода, я предлагаю применить изложенные в статье подходы для поиска ответа на Лилин вопрос. 


Для начала определимся с предметом разговора. В данном контексте под доверием предлагается понимать предположение доверителя, то есть народа Украины, о том, что его доверяемый, то есть руководство государства, будет действовать некоторым согласованным образом. В частности, выполнять свои обещания. Степень уверенности доверителя в надёжности своих предположений и определяет степень его доверия к доверяемому.

Доверительные отношения не висят в воздухе, опираясь исключительно на чистую, как слеза младенца, и безоглядную веру доверителя в доверяемого. Если мы говорим о доверии в контексте рыночных отношений, всевозможных рынков - власти, имущества, обмена активами любого рода, - в обязательном порядке имеют место механизмы, которые вот эти самые доверительные отношения обеспечивают и поддерживают.

Доверителя интересуют механизмы защиты его интересов в разного рода нештатных и пограничных ситуациях, особенно в условиях асимметрии информации, возможностей и веса сторон. В первую очередь, пожалуй, речь идёт о ситуациях оспаривании действий либо бездействия сторон, которые противоречат их договоренностям либо ожиданиям.

Существует три альтернативных подхода к обеспечению и поддержке доверия.

В первом случае имеет место гарант доверительных отношений, который располагает ресурсами принуждения (то есть властными полномочиями) достаточными, чтобы принудить виновную сторону к исполнению своих обязательств. Или ощутимо наказать. Эта модель положена в основу знакомых нам нотариата и прочих доверительных услуг, включая цифровые.

Второй подход основан на идее компенсации ущерба, вызванного неисполнением соглашения. В рамках этого подхода гарант обеспечивает не принуждение виновного, но денежную компенсацию в пользу пострадавшей стороны.

Третий подход основан на использовании метрик (количественных, в том числе численных показателей), характеризующих вероятность успешного исполнения заключенных соглашений либо ожиданий доверителя. Грубо говоря, речь идёт о статистике по имевшим место ранее эпизодам. Гарант может отсутствовать, наказание и компенсация тоже.

Что из вышеприведённого возможно для народа Украины?

Увы, в современном мире нет сил, способных вправлять мозги "рідній державі" и её керманычам быстро и эффективно хотя бы через раз. О компенсации за обманутые надежды тоже не может быть и речи. Считается, что это внутреннее дело народа Украины, который должен сам выяснять отношения со своими законно избранными. В самом крайнем случае нам подвезут печеньки и дадут ещё немного денег в кредит.

Таким образом, остаётся изучать опыт предыдущих лет, собирая статистику и воспоминания.

В контексте отношений общества и государства в качестве метрики доверия можно использовать дробь, где в знаменателе - общее количество эпизодов, предполагавших доверие народа к руководству государства. В числителе - число тех случаев, когда это доверие было более-менее оправдано.

Что у нас там? Как говорится, "всё сложно". Государство и его полномочные представители, органы и все сразу ветви так часто врали, обманывали, жульничали и мошенничали, так часто и с таким цинизмом справляли малую, а то и большую "державницьку" потребности на самые искренние надежды и ожидания граждан, что числитель, вполне возможно, равен нолю или просто очень маленький по сравнению со знаменателем. Настолько маленький, что адресовать какие-либо вопросы насчёт доверия к народу мне представляется решительно невозможным.

Любые призывы ещё раз поверить, довериться и сплотиться перед лицом неважно чего ведут к дальнейшему увеличению знаменателя и, соответственно, уменьшению и без того ничтожной цифры результирующего показателя.

Поэтому же я скептически отношусь и к окучиванию наших западных партнёров на предмет довериться Украине и вступить в разного рода цифровые альянсы и общие рынки, взаимно признать цифровые доверительные услуги, чтобы жить вместе долго и счастливо и так далее, и тому подобное. Если называть вещи своими именами, эти обхаживания сводятся к тому, что партнёрам предлагается снова поверить таким славным, таким милым украинцам. Как в первый раз!

Западные партнёры вздыхают, бормочут что-то неразборчиво, строго спрашивают "Но вы же понимаете?..." "Понимаем, понимаем!", - радостно галдят энтузиасты. Чего же тут не понять? Все ж нормальные, приличные люди. Просто раньше были папередники и всегда непростая конъюнктура момента. Потом, к сожалению, снова и снова кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет, в результате абсолютно неожиданно никогда такого не было и вот опять… Но мы всё осознали! Это всё осталось в прошлом, мерзкое наследие глупых папередников…

Результатом этого становится дальнейшее увеличение знаменателя и пропорциональное уменьшение доверя как такового....

Поскольку ожидать что-либо от народа, увеличивая дальше знаменатель дроби, решительно невозможно, остаётся простой конкретный путь, который подсказывает нам арифметика. Государство и его доблестные мужи (ну и жёны, конечно же, куда ж без них, берегинь, так сказать, прекрасных нимф) имеет ничем, кажется, не ограниченную возможность работать над увеличением числителя. Поскольку доверять ему что-то снова дураков, полагаю, уже или почти не осталось, государство может и должно заняться работой над ошибками.

Применительно к сфере доверительных услуг органы власти могли бы начать с разгребания авгиевых конюшен, оставшихся от папередников. Взять, например, историю с Рябошапкой и вот так решительно, по-европейски… Впрочем, там столько и настолько уважаемых людей придётся задеть, что, наверное, в другой раз… Хорошо, можно взять, например, вопрос перехода на защищённые носители приватных ключей и вот так решительно!!!... Но, конечно, крику будет… Не факт, не факт…

Короче, государство могло бы, теоретически, попробовать найти хоть какие-то проблемы, с которыми оно, наверное, готово попробовать хоть что-то сделать. Хоть что-то, понимаете, да? Шаг за шагом, потихоньку-полегоньку, сначала восстановить минимальное доверие к себе, затем упрочить, потом укрепить, а там, глядишь, предлагать вот это самое.

Я уже писал и напишу ещё раз из позиции маленького украинца. Год назад я поверил державе и купил сразу два MobileID, от Киевстар и Водафон. Тешил себя надеждой власть поиграться, а затем использовать вместо выданного в ГФС шарового ключа на суррогатном носителе. Подписывать отчётность в налоговую, может ещё чего делать, совсем как взрослый! Прошёл, я извиняюсь, целый год, в кабинете плательщика ГНС возможности подписать отчётность как не было, так и нет. По сведениям, которые просачиваются из Агенции по электронному урядуванню и смешиваются с инсайдами ГНС, поддержка MobileID "не на часі". Есть дела и поважнее. Запуск суперинновационной "Дії", например.

Аналогично пролетели, причём мимо денег, операторы большой тройки, которые точно так же поверили государству, что осенью 2019 вступят в силу переходные положения закона о доверительных услугах. Все помнят, какая шла борьба вокруг вечнозелёной идеи немножко перенести дату окончательного запрета на оформление новых ключей на суррогатных носителях. Я сам поучаствовал в решении проблемы 7.11, как остроумно назвал её Tarvi Martens задействуя все доступные рычаги. В результате никаких изменений в закон никто не рискнул даже предлагать. Перемога? Щазз…

На днях зашёл в ГНС Оболонского района, в тот самый отдел. Чтобы вы не сомневались - ключи оформляют и записывают на диски и флешки, как и раньше. Команды, говорят, не поступало. Украинское государство пошло по хорошо ему знакомому и, скажем прямо, нежно любимому пути. Оно просто игнорирует собственные нормы, при необходимости предъявляя их европейским партнёрам как наглядное свидетельство самых лучших намерений и европейских практик.

Короче.

Доверие это такая простая, вообще бесхитростная штука, что освоить его может каждый. Поменьше врать, делать что обещаешь, если нагадил - без напоминаний и максимально быстро убрать. Самое главное - быть как можно более предсказуемым, причём именно в хорошем смысле. И тогда вместе с тобой в одном углу ринга захотят оказаться и жучок, и паучок, и медведица, весь наш чудесный, трудолюбивый, но уже, действительно, довольно недоверчивый и нервный украинский народ.
Tags: digital identity
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments