Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

А у вас уже есть тульпа?

Подсмотрел у ailev про изумительные вещи, которые делают с собой наши современники. С недавних пор в молодёжной среде начала распространяться практика создания т.н. тульп. Тульпа — это стабильная самовнушенная осознанная визуализация, способная к самостоятельным мыслям и действиям, обладающая собственным сознанием. Подробности и содержательное обсуждение можно найти в публикации на Хабрахабре.

Первая реакция и моя, и моих дорогих френдов может быть описана как настороженная и, в целом, негативная. Подобные практики вызывают сильное и, что важно, эмоционально окрашенное беспокойство. Одна только мысль о них затрагивает, видимо, глубинные структуры нашей личности. Вот и прочитав про тульпу, несколько дней крутил эту идею в своей голове, пытаясь сформулировать своё к ней отношение.


А потом мне на глаза попалась мысль, высказанная, если не ошибаюсь, Василием Налимовым, выдающимся российским философом и математиком. Очень, кстати, рекомендую. Могучий старик: некоторые из его идей я бы не понял ещё год или два назад. Так вот, что он формулирует? Известно, что развитие психики человека - младенца, ребёнка, подростка, взрослого человека, - тесно связано (напрямую зависит и, во многом, обуславливается) формированием его нервной системы. Многие формы сложного поведения не могут проявить себя, пока у малыша не сформируются обеспечивающие их структуры коры головного мозга. От себя добавлю, что поскольку темпы развития мозга у высших приматов примерно похожи, то до года-двух что человеческие, что обезьяньи детёныши демонстрируют примерно одинаковые когнитивные способности, с поправкой на отсутствие у наших родственников возможности развивать речь.

Но по достижении физической зрелости, включая и завершение формирования центральной нервной системы и, конкретно, мозга, возможности нашего бренного тела перестают быть сдерживающим фактором для развития психики. Говоря иными словами, возможностей человеческого мозга с лихвой хватает для обслуживания любой, сколь угодно сложной психической деятельности. С огромным, судя по всему, запасом. Доказательством этому являются хорошо известные примеры людей с выдающимися, мягко говоря, способностями - к счёту, музыке, науке, целительству и т.д. и т.п. Исследование их мозга не выявило значимых отличий от среднестатистической нормы. То есть дело не в процессоре, а в программном обеспечении, которое на нём функционирует.

Так вот, продолжаю пересказывать уже Налимова, в человеческом обществе роль инструмента, формирующего, а при наличии условий, то и развивающего психику индивида, переходит к культуре. Которая понимается максимально широко, как совокупность когнитивных и поведенческих шаблонов, задающих норму в данном конкретном сообществе. Именно посредством культуры каждому новому члену общества инсталлируется в мозг версия ПО, актуальная для него с точки зрения общественного организма. И посредством неё же, добавлю от себя, при необходимости осуществляется переинсталляция и апгрейд.

В том же ключе можно приложить к тульповодству и последнюю работу Сергея Дацюка, посвящённую вопросам психоконструирования, которое он понимает как конструирование психики средствами самой психики. Ещё более интересно попытаться приложить эти концепции к традиционным практикам, известным человечеству. По словам коллеги Брызгалина, из его общения с
представителями ортодоксального буддизма, в роли которых выступили знакомые с психонетическим тренингом ламы из калмыцких дацанов, содержание молитвенных практик может быть описано как формирование сложных объектов внимания. Сначала адепт учится представлять, в том числе и визуализировать, сложные, развесистые объекты - пантеоны о многия тысячи божеств, мандалы и т.п. Затем их учатся постоянно держать во внимании, держать постоянно, круглосуточно. Естесственно, в конце-концов вместо объектов внимания мы получаем объект сознания, существующий уже независимо от воли практикующего. То есть получивший автономность, определённую самостоятельность. Попросту говоря, превратившийся для самого наблюдателя в одно из явлений объективного   мира. Если же таких наблюдателей много и они в состоянии синхронизировать работу своего  внимания/сознания, то можно ожидать феномены наподобие восприятия их, практиков, образов на окружающих людей.  В том или ином виде. 

Так что с этой точки зрения практика создания тульпы есть самый что ни на есть мейнстрим. Актуальный тренд. То, что она производит смешанное, скажем так впечатление, так это обычное дело. То, что он требует осторожности и бдительности, так покажите мне, что их не требует. Обсуждать сам замысел - придумать себе воображаемого друга или любовника, - дело неблагодарное. Как сформулировали много веков назад люди знания, буквально всё, чем занимается человек, есть бесконечная глупость. В этом смысле создание тульпы не более нелепо, нежели прочие способы провести время в ожидании смерти.

Что лично меня восхищает, так это появление буквально на ровном месте изощрённой психотехники, созданной людьми, принявшими на веру чью-то выдумку. Концепция, возникшая как чистой воды троллинг и "гон" ради "лулзов", проросла в искренних и, как ни крути, смелых умах. Дала всходы и, полагаю, рано или поздно принесёт обильные, хотя и экзотические плоды. Как тут не вспомнить даосскую притчу про Кая с Шан-горы?

Буквально о том же самом недавно прочитал в статье, посвящённой Джону Кихаде, создателю искусственного языка ифкуиль, в равной степени изощрённого и оторванного (на первый, по крайней мере, взгляд) от прагматики интеллектуального эксперимента. Лингвист-любитель, выходец из бедной семьи индейца-яки (какие, однако, совпадения!) был потрясён до глубины души, узнав, что в далёких России и Украине люди объединяются, чтобы изучать его детище, пытаются говорить (!!!) на ифкуиль и готовы оплатить ему перелёт и проживание, чтобы иметь возможность пообщаться с вживую со своим кумиром. Очень содержательная история, жаль, что на английском. Ещё более жалко, что её автор, журналист The New Yorker, оказался человеком не только несколько ограниченным, но и, кажется, немного подлецом. Чувак сделал всё возможное, чтобы Кихада прекратил отношения со своими учениками из стран СНГ.

Возвращаясь к тульпе и новым вызовам (и возможностям, господа!) для нашей психике, процитирую слова довольно популярного в одной соседней стране поэта (вопрос о степени его радикализма пока открыт):

О, сколько нам открытий чудных
Готовит Просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг!
Tags: self-engineering
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments