Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Движуха, часть вторая. Крепкие проффесионалы.

Кем бы ни были таинственные джентльмены, которые постарались привлечь внимание к дрррраматическому (шутка ли, на целых 30-50%!!!) повышению мобильных тарифов, они едва ли рассчитывали обратить внимание властей предержащих. А они таки обратили, а обратив - с места в карьер взяли операторов в оборот. Первого июня в своём Фейсбуке главный кровосісь нашей страны сообщил о том, что дал указивку разобраться с повышением тарифов. Через две недели, 14 июня АМКУ разродился сенсационными заявлениями.

О содержании предъявленных Киевстару и МТС претензий я сужу по следующим публичным материалам:
- лаконичное информационное сообщение АМКУ;
- синхрон первого заместителя председателя АМКУ №1;
- синхрон №2;
- Обзор в ProIT.
 
Обращает внимание, что практически вся публичная активность АМКУ в данном вопросе представляет собой соло первого заместителя председателя Комитета, Рафаэля Кузьмина. По словам знакомых мне сотрудников АМКУ, он лично ведёт эту "тему", не обращая внимания на мнение куда более компетентных коллег, игнорируя принятые в антимонопольном ведомстве процедуры. Они и не рискуют сильно "высовываться", намекая на некий "темперамент" Рафаэля Измайловича. В результате общее впечатление от его выступлений можно передать цитатой из бессмертного произведения Гайдая:





Рассуждая о рынке мобильной связи, Рафаэль Кузьмин озвучил ряд утверждений, которые просто не имел права делать ни как кандидат юридических наук, ни как специалист по защите экономической конкуренции с пятнадцатилетним стажем.

1. Кузьмин не понимает разницы между тарифами и стоимостью услуг. Для него увеличение тарифа на 50 процентов означает аналогичное увеличение стоимости. Однако в мобильной связи эти параметры мало связаны между собой. Увеличение стоимости, например, СМС на 30% не обязательно означает повышения общих расходов даже на 5%. Это азбука. Чтобы корректно рассуждать именно о динамике потребления услуг мобильной связи, необходимо ориентироваться на такие показатели как средний счёт на человека (ARPU), среднее количество минут разговоров на человека (MOU), средняя стоимость одной минуты разговора (APPM). Чтобы сдерживать цены, важны именно эти цифры. Регулировать цифры в ценниках - мартышкин труд.

2. Говоря о завышенных в Украине ценах на мобильную связь, Кузьмин, видимо, смутно представляет ситуацию со стоимостью этих же услуг в соседних странах. В Украине, напомню, меньше не только общие расходы на человека, но и средняя стоимость минуты. Ничто не мешает первому заместителю председателя АМКУ истребовать у своих подчинённых график, на котором будет приведена динамика стоимости потребительской корзины с одной стороны, и того же APPM. Его ждут удивительные открытия.

3. Судя по вот этой фразе - "зростання вартості послуг мобільного зв’язку операторів відбулося значно вищими темпами, ніж зростання індексу споживчих цін на товари та послуги в цілому в Україні та у галузі зв’язку зокрема. Тобто економічні підстави для підвищення операторами окремих тарифів відсутні" , - в АМКУ верят, что товары дорожают ввиду увеличения стоимости потребительской корзины. Даже не знаю, как это комментировать.

4. Некая неприлично высокая маржа, о которой заявляет Кузьмин, возникает только в случае использования таких условных показателей, как EBITDA/OIBDA. Эти показатели не учитывают ни налогов и других отчислений, ни процентов на заёмный капитал и амортизации. Если же отталкиваться от чистой, доступной для распределения между акционерами и реинвестирования прибыли, то её маржа составит совершенно заурядные по украинским меркам 10-15 процентов. Такое же недоумение вызывает ссылка на некий «экономически обоснованный уровень» тарифов. Операторам стоило бы направить официальные запросы в НКРС с просьбой подсказать формулу для его расчета.

5. Изумляет обоснование того факта, что Кузьмин собирается регулировать тарифы только двух крупнейших компаний и выносит за скобки Астелит. Тем самым АМКУ на ровном месте создаёт конкуретное преимущество для одного из игроков. Забавно, но в Астелите уже успели подложить небольшую свинью Кузьмину: вопрос о своих тарифах компания предполагает решать, исходя из экономической целесообразности. Социальная важность рынка её не волнует.

6. Наконец, мне непонятны правовые основания такого лихого наезда. Что такое "доминирующие операторы"? На каком товарном рынке? Когда и кем они были признаны таковыми? Только-только вступили в действие поправки к Закону о телекоммуникациях, которыми наконец-то разграничены полномочия и ответственность НКРС и АМКУ. Сколько себя помню, в АМКУ жаловались на отсутствие ресурсов для сопровождения такого большого и сложного по своей структуре рынка и просили избавить от надзора за ним в силу наличия профильного регулятора. На этом фоне неуёмный энтузиазм Кузьмина смотрится подозрительно.

Для чего весь этот движ? Чем он грозит операторам и абонентам? У меня пока две гипотезы. Первая сводится к попыткам попиариться на шару. Все без исключения предыдущие разбирательства АМКУ с потребительскими аспектами мобильной связи, а их насчитывается уже четыре эпизода, в итоге свелись к этому. Так что эта тропинка уже давно и хорошо протоптана.

Вторая версия связаны с острой потребностью проффесионалов "отжать" в бюджет бабла и побольше. "Покращення" штука недешёвая, поэтому приходится "мобилизовывать" в бюджет всё, что плохо лежит. В этом же ключе столь же бредовые предложения младшего князя про 2% налог в пользу мастеров экрана и сцены. Тем не менее, эту версию я считаю маловероятной, поскольку претензии АМКУ ну очень слабы с точки зрения права. К тому же не кону целых два миллиарда, а такая сумма слишком велика, чтобы операторы расстались с ней без боя.

Как бы там ни было, масштаб движухи меня впечатляет. Скучать больше не приходится.


Tags: АМКУ, кадры, мобильная связь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments