Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

"Укртелеком" как "Криворожсталь"

Для политического режима, который олицетворяет для нас Виктор Янукович, Укртелеком стал тем, чем в своё время оказалась для Леонида Кучмы "Криворожсталь". История приватизации одной из крупнейших государственных монополий, включая и дальнейшее развитие событий вокруг компании, предельно наглядно, в концентрированном виде демонстрирует особенности способа мышления и действия условно "донецкого" крыла отечественного истеблишмента. Причём особенности эти уже настолько хорошо известны, что даже достаточно далекие от телекома люди ставят вполне адекватные диагнозы и предлагают более чем вероятные прогнозы дальнейшего развития событий.

Как
справедливо указывает Сергей Дибров , сюжет развивается по самому пессимистическому сценарию. Менеджмент компании при поддержке высших должностных лиц страны один за другим предпринимает следующие шаги:
  • сначала компанию продают без конкурса никому не известной конторке по по номинальной цене. Чтобы соблюсти видимость приличий, конкурс был формально объявлен, однако сформулированные чиновниками условия отрезали от него всех без исключения. В результате имеем "конкурс" с одним-единственным участником;
  • ещё до объявления результатов "конкурса" и до момента перехода компании в частные руки её топ-менеджмент инициирует массовые увольнения сотрудников "по соглашению сторон". Органы государственной власти и отраслевой профсоюз в упор не замечают этих грубых нарушений. Сами увольняемые традиционно избегают конфронтации "шоб не було хуже". Цель увольнений - минимизация издержек для новых собственников, поскольку условия приватизации предполагают существо большие выплаты для сокращаемых сотрудников плюс мораторий на увольнения в течении трёх лет;
  • едва вступив в права собственности, представители новых хозяев Укртелеком заявили о своём нежелании выполнять обязательства, прямо предусмотренные договором. Основанием заявлены убытки, с которыми связано исполнение этих обязательств;
  • начата подготовка к продаже бизнеса по предоставлению услуг мобильной связи вместе с лицензией на использование частот для радиотехнологий третьего поколения, до сих пор единственной в Украине;
  • начата подготовка к "управлению" принадлежащией Укртелекому недвижимостью, включая коммерческую недвижимость и объекты социально-культурного назначения во всех областных и районных центрах;
  • абсолютно неожиданно компания выведена из под надзора антимонопольных органов посредством снятия с неё статуса монополиста. Фактически имеет место прекращение государственного регулирования деятельности компании, остающейся монополистом на ряде ключевых товарных рынков телекоммуникаций - ККЭ, фиксированной связи, проводного радиовещания и других;
  • профильные органы власти демонстрируют готовность пересмотреть в пользу Укртелеком едва ли не всех спорных вопросов, включая и те, которые были урегулированы в последние годы (ККЭ, условия интерконнекта);
  • всё те же органы в унисон со всё тем же руководством Укртелекома возвещают об абсолютной необходимости Фонда Универсальной услуги, посредством которого деньги участников рынка будут изыматься в пользу теперь уже вполне частной компании.
  • всё это происходит на фоне очередного переформатирования системы управления отраслью, такой же мутного и неочевидного, как и все предыдущие. Опять изменён порядок назначения членов Комиссии: до конца года мы рискуем увидеть новый, уже третий состав. Всё более фарсовой выглядит ситуация вокруг Администрации связи. Номинально отвечающие за отрасль члены правительства Клюев и Колесников окончательно перестали заниматься ею. Фактически государственную политику в сфере телекоммуникаций определяют люди, как две капли похожие не бенефициаров приватизации Укртелеком.
Перечитав всё, что пишут сейчас об происходящем вокруг Укртелеком, остался немного неудовлетворён. На мой взгляд, наличный фактический материал подаётся без достаточного осмысления. В результате теряется перспектива. Поскольку на теперь уже бывшего монополиста по-прежнему прямо или опосредовано завязаны практически все процессы в отрасли, предлагаю свою трактовку происходящего.
  1. Легализовав свои имущественные права посредством фиктивной сделки с участием подставной структуры, бенефициары Укртелеком инициировали два взаимосвязанных процесса, обозначим их как монетизацию и мобилизацию;
  2. Первый из них заключается в наискорейшем изъятии капитала порседством продажи наиболее ликвидных активов: частот и недвижимости;
  3. Параллельно запускаются схемы, в которых Укртелеком используется как инструмент изъятия (или мобилизации, если угодно) средств остальных участников рынка, населения и госбюджета. Это всё те-же ККЭ, повышение тарифов для населения, наконец, прямые субсидии на погашение "убытков". Административная рента в чистом виде;
  4. Отрасль на всех парах движется назад в прошлое, во времена недоброй памяти "Госкомтелекома". "Укртелекому - всё, остальным - закон!", - так можно сформулировать один из руководящих принципов нового времени.
В финале, вполне допускаю, нас ожидает торжественная национализация выпотрошенной, полумертвой компании. Внезапно прозрев, государевы люди публично возмутятся случившимся с компанией и потребуют вернуть её государству. Напоследок, вполне возможно, бросив в морду недобросовестным покупателям их грязные миллиарды. Ну не все десять, возможно, но хоть что-то. Мол, подавитесь! А наш Укртелеком мы никому не отдадим...

Шансов на эффективное сопротивление происходящему немного. Добиться правды внутри страны участники рынка не смогут - телеком отдан на кормление представителям одного из центров влияния в условном донецком клане. Остальные ссылаются на пацанские договорённости и уже умыли руки. Работать с внешними центрами влияния в силу разных причин операторы тоже пока не могут. В том числе и потому, что не имеют на то полномочий от акционеров. Так что даже наиболее очевидные возможности вряд ли будут использованы. А ведь в случае с продажей, например, Утела существуют более чем весомые возражения:
  1. лицензию на 3G в 2005 году выдали без конкурса, вопреки однозначному и категоричному мнению НКРС. Госкомпания получила её по номинальной стоимости. Основанием для этого решения называлось желание максимально повысить привлекательность Укртелекома в преддверии "скорой приватизации";
  2. по факту привлекательность так и не повысили. Компания ушла по номиналу;
  3. теперь полученные за символические деньги частоты собирается продать уже по рыночной цене. Разницу положит в карман уже вполне частная копания. Отрицающая, кстати, едва ли не все свои обязательства перед государством;
  4. между тем вопреки требованиям закона до сих пор не освоена примерно треть частот. Что создает предпосылки требовать их изъятия у нерадивого собственника и выставления на аукцион.
Будучи заявленными, подобные претензии позволили бы, как минимум, сыграть на понижение заявленной стоимости Утел. Но едва ли будут.

P.S. Утел не очень хорошо продаётся. Скажем прямо - совсем плохо. Вопрос о его  покупке даже не был вынесен на рассмотрение последнего наблюдательного совета Вымпелком. Потенциальные покупатели утверждают, что пятьсот миллионов полновесных долларов слишком много для изрядно залежавшегося товара. Операторы готовы заплатить не более половины предложенной цены. Да и появление у СКМ возможности развивать LTE обесценивает исключительность утеловской лицензии. Торги продолжаются.
Tags: государственное регулирование, рыночная среда, укртелеком
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments