Химич Роман (totaltelecom) wrote,
Химич Роман
totaltelecom

Categories:

SIP и Датагруп

Едва ли не наибольший интерес на представлении бренда "Домашний телеком" в сентябре вызвал анонс сразу двух услуг для массового рынка, основанных на протоколе SIP. Цитирую пресс-релиз:

Услуга «Тревелфон» позволяет оставаться на связи в любой точке земного шара, сохраняя свой фиксированный украинский номер. При этом затраты абонента на роуминг будут минимальными. Звонок для вызывающей стороны тарифицируется в соответствии с тарифами традиционной городской или мобильной связи.

Под брендом «Домашний телеком» готова к запуску принципиально новая услуга — Bria, которая работает на базе программного обеспечения Iskratel. Bria функционирует на базе стандартного протокола SIP и XMPP, и в данный момент является идеальным решением для SMB сегмента и розничного клиента. Для работы с Bria необходимо иметь софтфон, который, помимо стандартных телефонных функций, может отправлять и получать видео высокого разрешения, записывать и архивировать аудио и видеофайлы, синхронизировать контакты с адресной книгой Microsoft Outlook, выполнять синхронизацию с различными программами, включая CRM и многое другое.

Больше всего журналистов возбудил "Тревелфон". Неудивительно - сам Данченко, рассказывая об услуге, с энтузиазмом наезжал на роуминговые тарифы операторов, мол, от лукавого они и вообще. "Темницы рухнут и свобода нас встретит радостно у входа!" (с) А. Пушкин

Народ понял его слова буквально и начал задавать вопросы в том же духе: можно ли будет звонить за рубеж и оттуда бесплатно? Поддерживают ли эту услугу смартфоны? Так что, это таки революция на рынке международной связи или ещё нет?

И тут начало происходить интересное. Господин Данченко начал заметно волноваться.
"Нет-нет!", - как бы вскричал он, - "вы неправильно нас поняли! Эта услуга не для того, чтобы звонить из-за границы бесплатно. Она для того, чтобы расширить свободу пользователей". Собственно, примерно это он и говорил. По сути, в пределах десяти минут руководством компании были сделаны два диаметрально противоположных посыла. Возникло впечатление, что дело нечисто.

Сам по себе протокол SIP и услуги на его основе давно и хорошо известны. В двух словах речь идёт (в контексте Тревелфона и подобных сервисов) о возможности осуществлять доступ на сети телефонной связи (ТфОП и мобильные) через IP-среду. То есть вы со своего устройства, подключённого к Сети - ноутбука, ПК, смартфона, - можете отправлять и принимать звонки, используя в качестве идентификатора обычный телефонный номер. Как будто вы не в отеле Доминиканской республики, а у себя дома. 

Применение для такой возможности очевидно - радикальное сокращение расходов на МГ/МН и, особенно, сатанинский роуминг. Будучи в Москве и Питере, я не отказывал себе в общении с людьми в Украине, не тратя на это ни цента: кафе с бесплатным WiFi полным-полно. Даже если покупать SIM местного оператора с поддержкой 3G, получается на порядок дешевле. Для многих представителей бизнеса представляет ценность возможность иметь прямые номера местной связи, выделенные в других городах.

В общем, мечта и сказка, редкий случай простого, понятного и востребованного value. Неудивительно, что анонс подобных услуг, якобы ориентированных на массовый рынок, вызвал такой интерес. К сожалению, так же неудивительно и то, что обычно вальяжный Александр батькович начал нервничать и "съезжать". Дело в том, что подобные фокусы с Интернет-протоколами передачи голоса подпадают под определение незаконной маршрутизации. С точки зрения Укртелекома, Госкомсвязи вкупе с ГИЭ и других заинтересованных лиц речь идёт о наглом фроде и прочих бесовских искушениях. Кои надлежит выжигать калёным железом. 

Летом этого года я поставил эксперимент, исследуя состояние дел с услугами на базе SIP в Украине. Интересовала, в первую очередь, возможность совершать и принимать звонки зарубежом. Сначала попытался подключиться к Веге на
вот такую услугу. Сначала Алевтина была сама любезность, однако узнав, как именно я собираюсь использовать их сервис, разволновалась и сказала, что не может мне помочь. Тогда я собрался подключиться самостоятельно, как обычный частник с улицы. Однако выдвинутые компаний требования - согласие владельца квартиры, привязка к статическому IP, - вынудили меня отказаться от этой затеи. При этом мне множество раз повторили, что пользоваться услугой можно только по адресу её регистрации. Что компания оставляет за собой право проверить маршрут, по которой будут ходить пакеты с моим трафиком. Что в случае нарушения взятых мною обязательств меня отключат, забанят и вообще.

Стало понятно, что имеет место лёгкая форма паранойи  и счастья от пользования подобными услугами мне не будет.  

Вместо этого я отправился к одному из небольших операторов SIP, который быстро и без ненужных причитаний подключил меня, предоставив номер одного из мобильных операторов. Теперь я могут звонить в Украину по ценам от 5 до 50 копеек за минуту. А также принимать звонки, пребывая за границей. Да, мне объяснили, что всё это я делаю на свой страх и риск, что возможны проблемы, если "органы" возжелают проверить порядок маршрутизации. Но не "ужас-ужас!!!"

Поэтому когда я услышал, что Александр Данченко вознамерился бросить вызов Мирозданию и, подобно Прометею, подарить украинцам действительно удобную альтернативу роумингу, мне стало интересно. Задавая вопросы, я узнал, что речь идёт только о входящих звонках, что в отличие от конкурентов компания заполучила т.н. код альтернативной маршрутизации (конкретно - "0-891"), что всё абсолютно законно и т.п. Но сказать, что мои сомнения развеялись, не могу. Собственно, отсутствие упоминаний о Тревелфон на официальном сайте "Домашнего телекома" только подтверждает мои предварительные выводы. Похоже, компания поторопилась прокукарекать. Солнце ещё не взошло. Опрошенные мною специалисты в других компаниях как один высказали скепсис в отношении анонсированных возможностей. 

Со второй услугой случилась другая печаль. Даже мне, человеку  с кругозором в телекоме несколько выше среднего, продвинутому пользователю всевозможных услуг, приведенное в начале поста описание не говорит ничего. Ни уму, ни сердцу. Обычный для ИТ-компаний набор слов и аббревиатур. Компании снова и снова делают одну и ту же ошибку. Вместо того, чтобы сначала посоветоваться с теми же блоггерами и журналистами - понятно ли им, о чём хочет рассказать компания? - в пресс-релиз переписывается подходящий фрагмент из документов производителя, всё это визируется где-нибудь в технической дирекции и вуаля! Новая фантастическая услуга готова порвать рынок вместе с конкурентами. 

Немного людей владеют искусством понятно и доходчиво говорить о разных технологических изысках. Это действительно редкость. Не нужно экономить на том, чтобы говорить с людьми на понятном им языке.


Tags: Датагруп, государственное регулирование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments